Как сегодня читают палимпсесты
Система спектральной съемки палимпсеста© Sinai Palimpsests Project / sinaipalimpsests.org
Это довольно сложный и трудоемкий процесс. Нам важно не оставить после себя отпечатков, чтобы манускрипты выглядели точь-в-точь как до нашего приезда. Поэтому приходится тратить огромные усилия на обеспечение сохранности текстов. Некоторые рукописи слишком хрупки для нашей технологии, так что они остаются для будущих исследователей и более совершенных технологий.
Схема работы следующая. Сначала мы выбираем палимпсест и заносим в базу копии и описания всех его страниц. Затем два наших оператора устанавливают манускрипт на специальный механизированный крепеж и просвечивают страницы во всех видимых и невидимых диапазонах спектра света. Потом они делают снимки под разными углами, чтобы можно было поймать тени от неровностей на страницах. Потом страницы смотрят под ультрафиолетом, в лучах которого органический пергамент светится, а следы минеральных чернил остаются темными. И наконец, мы подсвечиваем все страницы с обратной стороны, чтобы обнаружить просветы в тех местах пергамента, где чернила были полностью вымыты, но остались мельчайшие царапины от пера. В общей сложности каждую страницу мы снимаем тридцать один раз. Снимки мы пересылаем в США, где они проходят компьютерную обработку, в результате которой из изображений воссоздается текст. После уже обработанные картинки с текстом мы просматриваем и отправляем на лингвистическую экспертизу, которую проводят двадцать три ученых в Европе, Северной Америке, Тбилиси и Бейруте. Лингвисты читают тексты палимпсеста и идентифицируют их — то есть описывают, где, когда и в какой ситуации они могли быть написаны. И наконец, мы отправляем все данные в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (UCLA), где их публикуют онлайн, чтобы сделать доступными для ученых по всему миру. Собрать вместе и упорядочить все элементы этого сложного процесса очень непросто. Это как очень длинный поезд, в котором нужно поставить на рельсы и состыковать все вагоны.
arzamas.academy/materials/857
quirischa
| четверг, 12 ноября 2015