Критики пишут, что "Остров" - прямое продолжение традиций Тарковского, но, к счастью, это не так: фильм живее и динамичнее, хотя конечно затянут безбожно.
Сюжет фильма прост как старинный анекдот о партизане-предателе, который выдал немцам командира, а прийдя на его расстрел и встретив его взгляд, произнес: "Дмитро, ти шо, обидився?". Здесь ровно то же самое: молодой парень в годы ВОВ был схвачен немцами и, спасая свою шкуру, выдал старшего товарища, а затем по приказу издевающихся немцев был вынужден убить его из выданного ими пистолета. Этим он спас свою жизнь, но лишь для того, чтобы прожить ее монахом-аскетом в слезах, терзаниях, юродствах и молитвах за свой немыслимый грех. Эту длинную жизнь, полную скорби, зритель и видит полтора часа. Но в конце фильма монах встречает того товарища, и узнаёт, что тот выжил. Испросив прощения и получив его, герой ложится в гроб и с чистой душой умирает.
Воспринимать логику этого сюжета можно двояко в зависимости от того, к чему больше лежит ваша душа - к вере в Бога или к логике причинно-следственных отношений.
С точки зрения веры герой своим раскаянием, аскетизмом и молитвами стал фактически святым, и Бог смилостивился, даровав ему наглядное прощение в виде живого и невредимого товарища.
Но с точки зрения причинно-следственных связей всё выглядит иначе: парень своей истерикой и паникой фактически спас в тот день товарища от профессионального расстрела фашистами, легко ранив в руку, что позволило тому уйти живым, прожить долгую счастливую жизнь и дослужиться до адмирала. Парень же, получается, прожил жизнь, исполненную страданий и скорби, фактически ни за что - в рамках слепоты божественного гнева.
Но в целом же, повторю, фильм действительно достаточно сильный, чтобы имело смысл его посмотреть.
Единственное что выглядит в сюжете неубедительным - это свойство юродивого героя (Петр Мамонов, кстати) лечить людей от болезней и бесов. Это свойство он обрел, прозябая в страданиях на острове на куче угля. Во все остальное - верю. А вот про божественные исцеления - извините, не верю. Это некрасивые вредные сказки. По этому поводу у меня есть своя абсолютно документальная история.
Когда мне было 12 лет, меня выписали из больницы после аппендицита и пару недель я очень тяжело болел. Участковая врачиха приходила регулярно, сетовала на эпидемию гриппа, выписывала чай с медом и бисептол. Но лучше не становилось. Наконец моя довольно религиозная мама отправилась помолиться в Храм Божий - в синагогу. Самозабвенно прочитав все молитвы, какие знала, она решила заказать отдельную молитву у раввина - есть такая услуга.
-- Могу я заказать молитву? - обратилась она к пожилому благообразному раввину когда подошла ее очередь.
-- Что вы сп'гашиваете, - кивнул раввин и приготовился записывать имя. - За кого молитва?
-- За ребенка.
-- А что с г'ебенком? - насторожился раввин.
-- Он очень тяжело болеет. - всхлипнула мама, - Надеюсь на вашу молитву.
-- Ай! - поморщился раввин и укоризненно помотал головой. - Б'госьте эти глупости! Идите домой и вызовите г'ебенку хог'ошего вг'ача!
Как нетрудно догадаться, моя религиозная мама испытала культурно-философский шок и полное разочарование в святости синагоги. Но совету раввина последовала. Приехавший "хороший врач" диагносцировал пневмонию и мигом вызвал скорую, которая с мигалками доставила меня в реанимацию под капельницы и мощные антибиотики. Результат - перед вами. Врачи потом рассказали, что еще часа три-четыре, и было бы поздно: шли сутки, как отказали почки. Признаться, мне очень не хочется думать о том, что было бы, попади мама куда-нибудь в другое место и пообщайся эти три часа с каким-нибудь мудаком, который рассказывал бы ей о спасительных чудесах веры и молитвы. И мне очень не хочется думать, что такое может случиться с чьей-нибудь ещё мамой, которая насмотрится подобных фильмов.
http://lleo.aha.ru/dnevnik/2007/01/07.html