|
|
|
В мае 1945 года, когда (Эдвард) Кеннеди уже возглавлял парижское бюро Associated Press, военное командование союзных войск собрало его вместе с группой международных журналистов. Журналистов посадили на самолет и отправили в Реймс, только на борту сообщив, что они будут свидетелями при подписании немецким командованием акта капитуляции. Там же с журналистов взяли обещание, что они сообщат о капитуляции в свои издания и агентства только после снятия эмбарго, которое первоначально должно было сохраняться всего несколько часов.
Первый акт о капитуляции был подписан немецким генералом Альфредом Йодлем, начальником штаба оперативного руководства вермахта, 7 мая в 2:41 по местному времени в штаб-квартире американского генерала Дуайта Эйзенхауэра в Реймсе. Советскую сторону представлял генерал Иван Суслопаров. При подписании присутствовали 17 журналистов, которым там же объявили, что эмбарго на публикацию новости о капитуляции и победе в войне в Европе было продлено на 36 часов, до 15:00 8 мая. Военное командование объяснило это необходимостью дать время советской стороне подготовиться ко вторичному подписанию акта, которое по требованию Сталина должно было состояться 8 мая в Берлине.
Как Кеннеди позже написал в своих мемуарах, "абсурдность попыток удержать новость такого масштаба в тайне была очевидна". Несмотря на наложенное на журналистов эмбарго, днем 7 мая о капитуляции Германии сообщили по радио из немецкого города Фленсбург. Во Фленсбурге в тот момент располагалось нацистское правительство, однако город уже находился под контролем союзников. Кеннеди услышал об этом и заключил, что сообщение о капитуляции передали с дозволения военного командования союзных войск. Он потребовал от военного командования, чтобы эмбарго сняли и для других журналистов, но получил отказ.
читать дальшеКак Кеннеди объяснял позже, раз новости уже были известны в Германии, не было причин, чтобы не сообщать об окончании войны в Европе всему миру. На взгляд журналиста, соображения, по которым эмбарго продолжали сохранять, были исключительно политического характера. Подумав 15 минут, он позвонил в бюро Associated Press в Лондоне и продиктовал новость, которая начиналась словами: "Сегодня, в 2:41 по французскому времени, Германия капитулировала в войне с западными союзниками и Россией". Кеннеди при этом не сообщил, что он нарушает эмбарго. В 9:35 по местному времени телеграфное сообщение достигло штаб-квартиры Associated Press в Нью-Йорке.
Новость о капитуляции Германии, которую передало AP, естественно, сразу стала сенсацией. Однако все международные СМИ могли сообщать ее только со ссылкой на Associated Press - 16 оставшимся журналистам по-прежнему было запрещено передавать в свои издания и агентства данные о капитуляции. Официальное объявление о капитуляции Германии было сделано днем 8 мая, несмотря на просьбы Сталина подождать до 9 мая, когда капитуляция вступала в силу. Второй акт о капитуляции был подписан 8 мая в 22:43 по центральноевропейскому времени (в 00:43, 9 мая по московскому) в предместье Берлина. С советской стороны этот акт уже был подписан маршалом Жуковым. Дата официального объявления о капитуляции - 8 мая для Европы, 9 мая для СССР - и стала считаться Днем Победы. При этом информация о капитуляции 7 мая в СССР не афишировалась, как был практически забыт и генерал Суслопаров, подписавший в Реймсе акт от имени Советского союза.
Судьба Эдварда Кеннеди после нарушения приказа командования союзных войск складывалась непросто. Руководство AP выяснило только через несколько часов, что информация о капитуляции немцев была неофициальной. Между тем, военное командование уже отстранило Кеннеди от обязанностей корреспондента. Вскоре по возвращении в Америку он был уволен из агентства. Глава Associated Press Кент Купер заявил, что Кеннеди нарушил основной принцип журналистики, обманув доверие своего источника.
Около 50 журналистов, включая тех 16, которые присутствовали при подписании акта, обвинили Кеннеди в предательстве. На него ополчились все издания, которые не смогли сообщить такую важную новость первыми за неимением вестей от собственных репортеров. Газета The New York Times, которая несколькими днями раньше была вынуждена перепечатать сообщение Кеннеди о капитуляции нацистской Германии на первой полосе, заявила, что если Associated Press и удалось заполучить сенсацию, "то только потому, что остальные 16 коллег Кеннеди выполнили данное ими обещание". Газета также назвала поступок Кеннеди "медвежьей услугой журналистам-новостникам", а журнал Times написал, что этот инцидент выставил прессу в дурном свете и привел к ужесточению цензурных требований. Голосов в поддержку Кеннеди раздавалось совсем немного.
Военное командование союзников только в 1946 году подтвердило, что им был отдан приказ о том, чтобы в Германии объявили о капитуляции по радио до снятия эмбарго.
Несмотря на критику, обрушившуюся на него со всех сторон, Кеннеди продолжал считать, что он поступил правильно. В 1948 году Кеннеди написал эссе для журнала The Atlantic Monthly, которое он назвал "Я бы сделал это еще раз". После увольнения из Associated Press Кеннеди работал на руководящих должностях в калифорнийских изданиях Santa Barbara News-Press и Monterey Peninsula Herald. Над его рабочим столом в Monterey Peninsula Herald висела передовица The New York Times - с его новостью о победе в войне в Европе. Кеннеди погиб в 1963 году в возрасте 58 лет - его сбила машина, и через пять дней он скончался в больнице.
|