И.Данилевский
― Вообще, обрядовая сторона – она чрезвычайно, конечно, важна. Что же касается Корсуни, как сакрального центра. Ну, во-первых, она больше не упоминается в русских летописях и понятно, почему.потому что для летописца – это вообще вопрос двадцать пятый. Он очень аккуратно нам подсказывает, где эти сакральный центры. Первый сакральный центр, который он упоминает – я понимаю, что это странно будет звучать – это Киев.
С.Шаргунов
― Ну, само собой – крещение.
И.Данилевский
― Нет.
С.Бунтман
― А почему?
И.Данилевский
― Дело в том, что это знаменитая фраза, которая уже мне оскомину набила: «се будет мать городов русских», которую якобы произносит Олег. На самом деле это пишет летописец через много-много десятилетий. Что такое «мать городов»? Если мы, скажем, почитаем комментарии к популярному изданию «Повести временных лет». Это перевод и комментарии, которые делал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Он пишет: «Это калька с греческого "метрополиса" — столица. Да, совершенно верно – столица. Только забываем о том, что в христианском мире в этом время только три потенциальные столицы. Это Рим, это Ахен, и это Константинополь. Но «мать городов» — это словосочетание, которое четко совершенно связано только с одним городом – с Иерусалимом.
С.Шаргунов
― То есть, та самая сакральная география.
читать дальшеИ.Данилевский
― Да, он [центр мира] перемещается в Киев. Потом, правда, будет один сбой. Это тоже фраза, которая часто у нас в учебниках пишут, о том, что Святослав, когда они помогал, кстати сказать, тоже грекам бороться с первым болгарским царством, когда он выдает, что он не хочет жить в Киеве, а хочет жить в Переяславце на Дунае – на самом деле он захватил Преслав Великий, столицу. Он пять лет там просидел. Он посадил под замок болгарского царя и пообещал…
С.Бунтман
― В детстве нас учили, что Святослав наших братьев-болгар спасал от проклЯтых…
И.Данилевский
― Ну это вы, значит, не читали греческие источники, где написано, что он вытворял в Болгарии и сколько тысяч человек он посадил на кол.
...
И.Данилевский
― В какой-то момент, когда Святослав якобы говорит, что он не хочет жить в Киеве, он хочет жить в Переяславце на Дунае, то «есть середа земли моей» — «середа земли» – тот же самый Иерусалим, это тоже устойчивое словосочетание в древнерусской литературе.
С.Шаргунов
― То есть, что это, перенос Иерусалима?
И.Данилевский
― Да, это колебание, которое происходит…
С.Шаргунов
― Странствующий город.
И.Данилевский
― Да, это странствующий город. Это, вообще, идейный центр. И идейный центр, который постоянно перемещается.
С.Шаргунов
― Это есть небесный град на самом деле, его проекция на землю. Во многом — смысловая, мировоззренческая и религиозная компонента.
И.Данилевский
― Потому это окончательно уже после крещения Руси перемещается в Киев. И это мы можем проследить, скажем, и в «Слове о законе и благодати» будущего митрополита Иллариона.
С.Шаргунов
― Ну, конечно.
И.Данилевский
― Который появился, судя по всему, где-то в 1038 году во время освещения Надвратного храма над Золотыми воротами. И понятно, почему. Потому что то строительство, которое разворачивает Ярослав в 37-м году 11-го века – это строительство не просто так. Он строит Софию киевскую, он строит Золотые ворота.
С.Шаргунов
― Но здесь же и привет Царьграду.
И.Данилевский
― Естественно. Причем эта городская структура Киева, она организуется как новый Царьград.
С.Шаргунов
― То есть и Иерусалим, и Царьград в одном флаконе?
И.Данилевский
― Да. Вплоть до того, что если мы пойдем с вами в Киеве от Золотых ворот к Софии – а там прямая дорога, правда, сейчас перегорожена домом, но там под аркой можно пройти через калиточку – с правой стороны будет улица Ирининская, потому что там был монастырь Святой Ирины, а с левой стороны там сохранился переулок Святого Георгия. Да, это тезоименитые святые Ярослава Мудрого и его супруги шведской принцессы Ирины-Ингигерды. Но с другой стороны точно так же расположены монастыри в Константинополе.
И центр мира действительно перемещается в Киев, и это является, судя по всему, основой государственной идеологии, которая начинает формироваться. И потом она будет сохраняться на протяжении столетий. Правда, центр этот будет периодически перемещаться. Скажем, когда Андрей Боголюбский переносит столицу во Владимир, в первую очередь, что он строит? Он строит Золотые ворота и собор. Собор, правда, здесь есть одна деталь – это Успенский собор, успенья пресвятой Богородицы. И тут, конечно возникает вопрос, почему именно пресвятой Богородицы? Мало того, он строит храм Покрова пресвятой Богородицы, учреждает праздник Покрова, которого не было в Византии.
С.Шаргунов
― На Нерли.
И.Данилевский
― Совершенно верно. А рядом Боголюбово…
С.Шаргунов
― Где, собственно, и был убит Андрей Боголюбский.
И.Данилевский
― Да, и прямо во дворец встроен храм, потрясающий, видимо, по тем временам, потому что описания фантастические совершенно. Сейчас мы очень смутно себе можем представить, какое впечатление он производил на всех – Рождества пресвятой Богородицы. Вот интересная такая штука: богородичный культ начинает активно развиваться со времени Андрея Боголюбского. Но основа, видимо, чуть-чуть раньше заложена была, судя по всему. Дело в том, что в "Поучении" Владимира Мономаха, вернее, в «Росписи путей ловов» есть одна параллель, которую заметили еще в 19-м веке специалисты по апокрифической литературе Лавровский и Тихонравов. Они отметили, что там перечень всех подвигов, когда он укрощает диких коней, его лоси бодают, с медведицей он борется – это повторят, в значительной степени, завет Иуды, сына Иакова. Вопрос: почему Иуда, почему Иаков. Если мы с вами почитаем апокрифы…
С.Шаргунов
― Того самого, ветхозаветного.
И.Данилевский
― Да, ветхозаветного. Яков перед смертью называет Иуду «птенцом львовым», «львом, спящим с открытыми глазами». Это те изображения, которые мы видим на Дмитриевском храме во Владимире.
С.Бунтман
― Все вот эти рельефы чудесные.
И.Данилевский
― И самое главное, что в центре и в храме Покрова на Нерли, и в Дмитриевском храме одна и та же фигура. Это человек, судя по всему, царь какой-то, который сидит с псалтырью, со струнным инструментом. Кто это?
С.Шаргунов
― Давид, конечно.
С.Бунтман
― Давид.
И.Данилевский
― Почему Давил? А потому что Давид предсказывает, что из колена Иуды родится…
С.Шаргунов
― Спаситель.
И.Данилевский
― И на Владимир переносится целый ряд микротопонимов Киева.
С.Шаргунов
― То есть, тема царя и тема Богородицы, как покровительницы Руси отсюда?
И.Данилевский
― Да, потому что из этого рода должен родиться новый спаситель. Фантастическая идея, которая прошла мимо всех практически исследователей. Но, судя по всему так оно и есть, потому что огромное количество монастырей Пресвятой Богородицы и культ Богородицы очень активный, он, конечно, начинается раскручиваться именно отсюда.
...
И.Данилевский
― И потом, конечно, центр переносится в следующий политический центр и одновременно сакральный центр – это в Москву. И в Москве начинают появляться какие-то очень странные сооружения, ну, например, мало, кто догадывается из неспециалистов, что такое Лобное место.
С.Бунтман
― Это пуп земли.
И.Данилевский
― Нет.
С.Бунтман
― А что это?
С.Шаргунов
― Голгофа.
И.Данилевский
― Это Голгофа. Лобное место, потому что это место черепа.
С.Шаргунов
― Именно там закопаны останки Адама, как считалось.
С.Бунтман
― Центр мира, да.
И.Данилевский
― Появляется Поклонная гора, как в Иерусалиме. Начинают рассказывать о том, что СедьмохОлмы – Москва на семи холмах.
С.Бунтман
― Гора ликования, что ли, там, да?
И.Данилевский
― И получается, что Москва тоже начинает отстраиваться как Новый Иерусалим. Кстати сказать, иностранцы в 16-м веке отмечают, что центр Москвы исторический местные называют Иерусалимом. Это их удивляло.
С.Шаргунов
― Ну, а что, в Москве буквально соответствует топонимике Иерусалима и Константинополя? Центр все-таки, Кремль, соборы.
И.Данилевский
― Да, центр, потому что то, что, собственно, Москвой было – это сначала Кремль.
...
И.Данилевский
― Вообще, идея, конечно, исходно здравая, но ее очень легко дискредитировать, если мы начнем подтасовывать факты. Это надо все очень аккуратно и внимательно смотреть. Но самое интересное, что потом и Борис Годунов будет пытаться построить Святая святых в Кремле, то есть перенести сюда уже все, но промежуточный этап – то, что уже при Иване III появляется…
С.Шаргунов
― То есть, тот самый храм Святых, где завеса порвалась.
И.Данилевский
― Тут, конечно, самое интересное – это то, что промежуток времени между Борисом Годуновым и Иваном III, который явно прикладывает руку к тому, что Москва стала сакральным центром.
...
И.Данилевский
― Будет очень интересный момент. У нас это обычно и Сергей Михайлович Соловьев так же передает, как буквальное описание события. Василий III был женат на Соломонии Сабуровой. Брак был длительным, но неудачным – детей не было. И летописец рассказывает очень такую любопытную историю, что возвращаясь из объезда, Василий едет и видит птичек, которые вьют себе гнездышко с птенчиками. Уронил скупую мужскую слезу и сказал: «Господи, кому я подобен? Не подобен я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство. Не подобен я и тварям бессловесным, ибо и твари бессловесные имеют потомство. Не подобен я и земле, которая каждый год приносит плоды твои, Господи. Не подобен я и воде…»
С.Шаргунов
― В значительной степени перифраз новозаветного текста.
И.Данилевский
― Нет-нет. И следствием этого был развод с Соломонией Сабуровой. После чего он женится на следующей своей супруге, на Елене Глинской. Дело в том, что это точное повторение текста протоевангелия Иакова, апокрифического текста.
С.Шаргунов
― То есть это апокриф.
И.Данилевский
― Это апокриф. Пара семейная долго живет, детей нет. Их изгоняют из храма, и тогда супруга надела одежды брачные, пошла в сад и села под кустом лавра, и увидела птичек, которые вьются над кустом. Заплакала и сказала: «Кому я подобна? Птицам…» — и дальше идет тот же самый текст. Как правило, такие цитаты прямые или косвенные они заканчивали на самом интересном месте. То есть, ты сказал. Продолжайте сами, вы знаете этот текст. Ей был глас, который сказал: «У тебя будет ребенок. Это будет не простой ребенок». Это Анна, которая родила Богородицу. Идея, которая появляется еще, может быть, не при Владимире Мономахе, но при Андрее Боголюбском – точно, воплощается сейчас в 16-м веке. Рождается Спаситель.
С.Шаргунов
― Но это смелая концепция.
И.Данилевский
― Но дальше эта концепция начинает развиваться и воплощаться. Потому что самое загадочное явление русской истории, как писал Василий Осипович Ключевский, это опричнина. Что там происходит? Что хочет Иван Грозный, чего он хочет добиться? Какие только версии не высказывались: и то, что он боролся с реакционным боярством; и то, что он боролся против удельной старины, но после его смерти уделов осталось больше, чем при его восхождении на престол.
В свое время Андрей Львович Юрганов зацепил очень интересную вещь – это описание у у Генриха Штадена опричного дворца. Очень странный дворец, который очень подробно описывается Генрихом Штаденом. Что интересно, это дворец, который точно повторяет тот дом господень, который был явлен Иезекилю, переброшенному в будущее. Вообще, это третий иерусалимский Храм, который должен будет построен на Храмовой горе, который упоминается в тексте, от которого мы с вами начали двигаться. Он строит этот дворец и затем проводит какие-то совершенно дикие вещи, жуткие казни. Но если мы посмотрим, когда он вводит опричнину – это ровно за три с половиной года до посленей даты потенциального конца света, до 7077 года. То есть такое впечатление, что он решил спасти своих подданных таким совершенно зверским образом. То есть, подвергая их мукам на этом свете, он избавляет их от мук вечных. Они искупают свою грехи кровью… Идея, которая присутствует…
С.Бунтман
― Да, идея, которая воспроизводится, кстати говоря, в массе тех групп и сект, которых мы считаем тоталитарными. Идея спасения через кровь…
С.Шаргунов
― Пострадай здесь.
И.Данилевский
― Это есть в древнерусской литературе. Скажем, Михали Черниговский, когда его убивают в ставке Батыя, его боярин Федор говорит: «Ты князь потерпи. Сейчас промучаешься, зато обретешь вечное блаженство». Это идея, которая точно заложена.http://echo.msk.ru/programs/Diletanti/1472672-echo/